СТРУКТУРА ТЕСТА "ПРОФОРИЕНТАТОР-UA"

СТРУКТУРА ТЕСТА

Назначение и применение

Комплекс "Профориентатор" ориентирован на работу со старшеклассниками (учениками 8-11 классов) 13 - 18 лет, рассматривающих вопрос о выборе профессии и соответствующего высшего или среднего учебного заведения, а так же с выпускниками школ, еще не имеющими опыта работы. Компьютеризированная диагностическая методика "Профориентатор" позволяет оценить и представить в виде цифры (или визуализировать в виде графика) степень выраженности интересов, способностей и качеств личности, получить дифференцированное представление об уровне интереса к 8-ми сферам профессиональной деятельности, о выраженности 4-х ортогональных личностных качеств и об уровнях развития по 6-ти основным факторам умственной деятельности.

Структура тестового комплекса

Тест состоит из 4 блоков, включает в себя различные вопросы: это и решение задач и выбор наиболее привлекательных альтернатив, оценка объектов по заданным параметрам, выборы вариантов поведения в тех или иных ситуациях. Первый и третий блоки предъявляются без ограничения времени, а на выполнение второго блока отводится 40 минут. На выполнение всех заданий уходит, в среднем, около часа. Комплекс снабжен несколькими версиями тестовых норм, которые применяются в зависимости от возраста испытуемого.

Блок интересов. Данный блок состоит из 80 утверждений, диагностирующих сферу интересов по 8-ми факторам: «Техника», «Наука», «Искусство», «Общение», «Бизнес», «Знак», «Природа» и «Риск». Выбор восьми шкал осуществлялся с опорой на теоретические подходы психологии труда Е.А. Климова и профессиональных выборов Дж. Холланда.

Блок интеллекта. Данный блок состоит из 72 вопросов, представляющих собой задания на определение уровня развития различных способностей (факторов умственной деятельности): «Вычисления», «Лексика», «Эрудиция», «Зрительная логика», «Абстрактная логика» и «Внимание». Кроме того, выдается общий балл по данному блоку, отражающий средний показатель по всем шести факторам в совокупности – аналог «уровня умственного развития», который принято интерпретировать как операциональный индикатор актуально достигнутого «уровня обучаемости и умственной работоспособности».

Блок личности. Данный блок состоит из 45 вопросов-утверждений, ориентированных на выявление личностных качеств. Факторы данного блока основываются на Большой Пятерке (Big Five) личностных качеств, за исключением шкалы «Открытость опыту (обучаемость)». Данная структура личностных качеств показала свою состоятельность на отечественной выборке (А.Г. Шмелев, 2002). В методике «Профориентатор» данные факторы условно обозначаются как «Активность», «Согласие», «Самоконтроль» и «Эмоциональная стабильность».

Блок развития. Тестируемому даются рекомендации по тренинговым программам и направлениям для развития. На данный момент блок развития содержит рекомендации к 6 тренинговым программам - "Мотивация", "Интеллектуальное развитие", "Коммуникативные навыки", "Лидерство и отношения", "Самоорганизация", "Эмоциональная саморегуляция".

Рекомендации по выбору профессий

В базе теста находятся 128 наиболее распространенных и актуальных профессий. Рекомендации по выбору профессий даются в терминах круга специальностей, отражающие наиболее массовые профили подготовки современного специалиста с высшим и средним специальным образованием, включая необходимые для поступления экзамены (ВНО, укр. ЗНО), что соотносится с актуальным запросом школьников и их родителей на профориентационной консультации. Важно отметить, что выдаваемый "Профориентатором" список профессий - задает лишь ориентиры подходящих сфер трудовой деятельности и не должен рассматриваться как окончательный приговор. Это повод для анализа, обсуждения результатов с тестируемым и мотивирования его на самостоятельный поиск направлений профессионального роста, теперь уже при условии лучшего понимания своих интересов, способностей и личностных особенностей.

Профильные классы

В качестве комплексных критериев, на основании оценки базовых результатов по блокам "Интересы", "Способности", "Личность", Профориентатор выдает рекомендации по наиболее близким испытуемому профильным классам: информационно-технологическому, инженерному, физико-математическому, естественно-научному, естественно-технологическому, творческому, лингвистическому, общественно-гуманитарному, финансово-экономическому направлениям. Выстраивая круговую диаграмму с девятью лучами, показывает, насколько подходит тот или иной профиль обучения.

Активизирующие и развивающие программы (тренинги)

Методика "Профориентатор" дополнена специальным блоком развития, отражающим перечень рекомендуемых школьнику тренинговых (развивающих) программ по развитию основных способностей и качеств характера, важных для данного возраста и ситуаций социализации, учебы и подготовки к дальнейшему развитию (поступлению в ВУЗ и т. п.).

На данный момент блок развития содержит рекомендации к 6 тренинговым программам - "Мотивация", "Интеллектуальное развитие", "Коммуникативные навыки", "Лидерство и отношения", "Самоорганизация", "Эмоциональная саморегуляция". Каждая из программ рекомендуется в двух случаях - если у человека по данной тематике либо недостаточная развитость того или иного качества, или, наоборот, высокая развитость, но с разными текстовыми интерпретациями к нему.

Что может дать тренинг? В первую очередь, возможность хотя бы немного разобраться в мире профессий и найти себя в нем, осознав свои личностные особенности, способности и потребности, свои сильные и слабые стороны. Он выполняет функцию помощника в принятии решения о выборе профессии и в поиске путей дальнейшего развития.

 

Длительность консультации: 1 час

Отправляйте нам заявку на тестирование и консультацию