ЗАКЛЮЧЕНИЕ О ТЕСТЕ "ПРОФРИЕНТАТОР-UA" НАУЧНОЙ ГРУППЫ

ЗАКЛЮЧЕНИЕ О ТЕСТЕ

ЗАКЛЮЧЕНИЕ О ТЕСТЕ "ПРОФРИЕНТАТОР-UA" НАУЧНОЙ ГРУППЫ

Комплекс "ПРОФОРИЕНТАТОР-UA" разработан с целью диагностики профессиональной направленности учащихся 8-11 классов, а также выпускников школ, еще не имеющих опыта работы. Комплекс совмещает анализ мотивационной сферы, личностных качеств и интеллектуальных способностей в рамках диагностики профессиональных склонностей. Рекомендации по выбору профессий даются в терминах круга специальностей, отражающих наиболее массовые профили подготовки современного специалиста с высшим или средним образованием.

Проведенная нами апробация теста позволяет утверждать, что комплекс "ПРОФОРИЕНТАТОР-UA" может быть эффективно использован для решения нескольких задач в рамках профориентации:
  1. выбор профиля обучения для каждого школьника;
  2. выбор специальности/направления получения образования (перечень наиболее подходящих профессий, подобранный на основе разных критериев);
  3. выбор предметов, необходимых для дальнейшего поступления в высшие и средние профессиональные образовательные учреждения;
  4. подготовка рекомендаций по интеллектуальному и личностному развитию школьника;
  5. формирование профильных классов на базе школ.

Структура методики

Комплекс "ПРОФОРИЕНТАТОР-UA" состоит из трех блоков, что позволяет комплексно оценить склонности школьника и дать соответствующие рекомендации по развитию и выбору профессии:
  • первый блок, состоящий из 89 вопросов, диагностирует сферу интересов;
  • второй блок, состоящий из 76 заданий, направлен на определение уровней развития различных способностей - факторов умственной деятельности;
  • третий блок, состоящий из 51 вопроса, ориентирован на выявление личностных качеств.

Первый и третий блоки предъявляются без ограничения времени, а на выполнение второго блока отводится не более 44 минут (от 40 до 80 сек. на задание, в зависимости от шкалы).

Возможно тестирование на украинском и русском языках (методики ПРОФОРІЄНТАТОР-UA (ua) и ПРОФОРИЕНТАТОР-UA (ru) соответственно).

Представление результатов

Каждая шкала теста имеет пять диагностических зон, которым соответствуют пять уровней интерпретации результатов, отличающихся степенью выраженности фактора. Для облегчения интерпретации тестовые баллы представлены в стенах - нормализованных стандартных баллах (на одномерной шкале ранжирования от 1 до 10), что позволяет сравнивать результаты школьника с его сверстниками, выделяя яркие особенности школьника или типичные для большинства его сверстников. Также данная шкала позволяет сравнивать между собой учеников одного класса, определяя общие и отличительные склонности (например, уровень выраженности способностей или профильные тенденции).

Средние значения (от 4.5 до 6.5 стенов) трактуются как условная норма выраженности фактора. В данную область, как правило, попадает около 40% от общего числа респондентов. Крайние значения (низкие и высокие) указывают на выраженность или сверхвыраженность черт, свойственных соответствующему полюсу. В область выраженности низких (от 2.5 до 4.4 стенов) и высоких (от 6.6 до 8.5 стенов) значений попадает примерно по 24% респондентов. В область сверхвыраженности низких (от 1 до 2.4 стенов) и высоких (от 8.6 до 10 стенов) значений попадает примерно по 6% респондентов. В зависимости от набранного балла на экран выводится та или иная интерпретация.

Одной из отличительных характеристик методики является форма представления результатов. Они могут быть представлены в следующих формах:
  • в виде графического профиля, указывающего значения факторов;
  • в виде круговой диаграммы, отражающей рекомендации по профильным направлениям;
  • в виде текстовых сообщений-интерпретаций факторов;
  • в виде табличных данных, в которые включены сырые баллы, стены, а также процентили (процент от выборки стандартизации);
  • в виде списка сходных профессий (включая соответствующий примерный перечень экзаменов).

"ПРОФОРИЕНТАТОР-UA" позволяет получить выстроенную иерархию 8 мотивов профессиональной деятельности, а также представление о выраженности 4-х личностных качеств и об уровнях развития по 6 основным факторам умственной деятельности.

Показатели по отдельным шкалам образуют так называемый факторный профиль, являющийся, по сути, индивидуальным психологическим портретом испытуемого. Факторный профиль сравнивается с "идеальными" профилями различных профессий, созданными экспертами на основе профессиограмм. Результаты сравнения представляются в виде списка наиболее близких по профилю профессий с соответствующими коэффициентами сходства (полное совпадение = 1): сначала по каждому блоку, затем программа формирует интегральный список профессий, комплексно оценивая результаты по всем трем тестовым блокам.

На основании анализа факторного профиля в отчете выдается круговая диаграмма, содержащая рекомендуемые испытуемому профильные классы (профили обучения). Также программа выдает графический профиль и краткие интерпретации рекомендуемых испытуемому тренинговых программ.

Область применения

Комплекс "ПРОФОРИЕНТАТОР-UA" может быть использован в рамках проведения профориентационных консультаций на базе:
  • школ (формирование профильных классов, профориентационная работа);
  • консультационных центров (профориентационная работа, рекомендации программ по развитию);
  • приемных комиссий высших и средних профессиональных образовательных учреждений (подбор направления/специальности обучения, рекомендации по дополнительным программам подготовки абитуриентов).

История создания и психометрические параметры

Методика "ПРОФОРИЕНТАТОР-UA" разработана в 2012 году и представляет собой переведенную на украинский язык и апробированную версию методики "ПРОФОРИЕНТАТОР". Разработчики обеих версий методики "ПРОФОРИЕНТАТОР-UA" - В.В. Алтухов, О.Л. Кувшинова, Т.Н. Ленг. Разработчики первоначальной методики "ПРОФОРИЕНТАТОР" - А.Г.Шмелев, Е.И.Рыхлевская, О.Н.Кононов. Расчет норм, используемых в данной версии методики, проведен на выборке свыше 600 испытуемых (распределение сырых баллов по шкалам теста приведено в Приложении 1: смещение по шкалам "Общение" и "Активность" объясняется спецификой возраста, так как для подростков общение является ведущей деятельностью).

Психометрические свойства теста:

Надежность-согласованность (альфа Кронбаха)

Название шкалы

Методика

ПРОФОРІЄНТАТОР-UA (ua)

Методика

ПРОФОРИЕНТАТОР-UA (ru)

Техника

0,81

0,74

Наука

0,71

0,74

Искусство

0,78

0,82

Общение

0,77

0,76

Бизнес

0,66

0,61

Знак

0,68

0,69

Природа

0,69

0,73

Риск

0,76

0,75

Активность

0,7

0,71

Согласие

0,61

0,61

Самоконтроль

0,73

0,72

Эмоциональная стабильность

0,74

0,75

Вычисления

0,51

0,49

Лексика

0,45

0,5

Эрудиция

0,6

0,63

Зрительная логика

0,44

0,49

Абстрактная логика

0,39

0,5

Внимание

0,44

0,51

Валидность теста

Указаны средние значения корреляций пунктов с итоговым баллом по шкале, на которую они работают.

Название шкалы

Методика

ПРОФОРІЄНТАТОР-UA (ua)

Методика

ПРОФОРИЕНТАТОР-UA (ru)

Техника

0,46

0,39

Наука

0,33

0,36

Искусство

0,39

0,45

Общение

0,36

0,35

Бизнес

0,28

0,24

Знак

0,28

0,29

Природа

0,35

0,38

Риск

0,38

0,38

Активность

0,31

0,32

Согласие

0,27

0,27

Самоконтроль

0,36

0,35

Эмоциональная стабильность

0,36

0,37

Вычисления

0,20

0,18

Лексика

0,18

0,22

Эрудиция

0,22

0,24

Зрительная логика

0,17

0,21

Абстрактная логика

0,14

0,19

Внимание

0,16

0,19

Результаты теста «Профориентатор-UA» и опрос

Данные опроса (после прохождения основной версии теста до представления результатов)

1. Насколько интересным для Вас был тест?

Ответы

Методика

ПРОФОРІЄНТАТОР-UA (ua)

Методика

ПРОФОРИЕНТАТОР-UA (ru)

Очень интересный тест

38%

24%

Интересный тест

51%

61%

Затрудняюсь ответить

8%

10%

Неинтересный тест

2%

3%

Совсем не интересный тест

1%

2%

2. Насколько часто хватало времени на выполнение заданий?

Ответы

Методика

ПРОФОРІЄНТАТОР-UA (ua)

Методика

ПРОФОРИЕНТАТОР-UA (ru)

всегда хватало

37%

25%

скорее хватало

49%

55%

затрудняюсь ответить

6%

6%

скорее не хватало

8%

14%

совсем не хватало

1%

0%

3. Насколько часто возникала ситуация, что Вы ставили ответ на вопрос «наугад», не вникая в суть вопроса?

Ответы

Методика

ПРОФОРІЄНТАТОР-UA (ua)

Методика

ПРОФОРИЕНТАТОР-UA (ru)

всегда так отвечал(-а)

1%

0%

часто так отвечал(-а)

10%

5%

время от времени так отвечал(-а)

27%

31%

редко так отвечал(-а)

46%

44%

практически никогда так не отвечал(-а)

17%

20%

4. Отметьте, пожалуйста, какие из представленных направлений Вас ПРИВЛЕКАЮТ, в каких из них Вам было бы ИНТЕРЕСНО учиться и работать.

Профили обучения:

Информационно-технологический профиль.

 Основные предметы – информатика, математика (вспомогательные – физика, иностранный язык). Будущие направления работы – сфера информационных технологий, как в плане новых разработок (программирование, проектирование баз данных, автоматизация процессов), так и в плане прикладного использования готовых программ и систем (дизайнеры, верстальщики, операторы и т.д.); прикладная математика.

Инженерный профиль.

Основные предметы – физика, математика (вспомогательные – информатика, химия). Интерес к конструированию, к сфере производства, к работе с реальной техникой (самолеты, машины, электроника, приборы и т.д.). Будущие направления работы – инженеры, технологи, механики в различных областях промышленности, разработка высокотехнологичных продуктов и т.д.

Физико-математический профиль.

Основные предметы – физика, математика. Интерес к научному познанию, к устройству мира (т.е. интересует больше наука, нежели прикладные области). Будущие направления работы – физики, астрономы, математики (прежде всего исследователи).

Естественнонаучный профиль.

Основные предметы – биология, химия, география (вспомогательные -  математика и физика). Будущие направления обучения и работы – медицина, экология, биология (зоология, ботаника, генетика и т.д.), сельское хозяйство и др. (работа с реальными природными объектами – животными, растениями, людьми).

Естественно-технологический профиль.

Основные предметы – биология, химия, география (вспомогательные -  математика и физика). Будущие направления обучения и работы – химики, строители, геологи, пищевые и биотехнологии, природообустройство (т.е. работа в промышленности или лабораторных условиях, производство искусственных веществ из различных материалов).

Творческий профиль.

Основные предметы – литература, русский язык, история, МХК (дополнительные – иностранный язык, обществоведение). Это профиль для творческих (в классическом смысле слова) людей или для тех, кто активно интересуется культурой и искусством. Будущие направления работы – художники, писатели, филологи, искусствоведы, культурологи и т.д.

Лингвистический профиль.

Основные предметы – языки (дополнительные – литература, история, МХК). Этот профиль рекомендуется для активных гуманитариев. Будущие направления работы – переводчики, журналисты, PR, международная экономика и право, регионоведение, туризм.

Общественно-гуманитарный профиль.

Основные предметы – история, право, обществознание (вспомогательные – языки, экономика). Будущие направления работы – юристы, историки, философы, политологи, международные отношения, государственное управление и т.д.

Финансово-экономический профиль.

Основные предметы – экономика, математика, экономическая география, обществознание (вспомогательные – языки, право). Будущие направления работы – экономика, финансы, менеджмент, маркетинг и т.д.

Ответы

Методика

ПРОФОРІЄНТАТОР-UA (ua)

Методика

ПРОФОРИЕНТАТОР-UA (ru)

Информационно-технологический профиль

17%

16%

Инженерный профиль

9%

8%

Физико-математический профиль

9%

5%

Естественнонаучный профиль

20%

18%

Естественно-технологический профиль

8%

6%

Творческий профиль

32%

32%

Лингвистический профиль

30%

29%

Общественно-гуманитарный профиль

28%

24%

Финансово-экономический профиль

26%

19%

Никакой из предложенных

3%

6%

5. Оцените Ваши способности: отметьте, пожалуйста, те направления, в которых, как Вам кажется, Вы в большей степени сможете реализовать свои СПОСОБНОСТИ, будете наиболее УСПЕШНЫ?

Ответы

Методика

ПРОФОРІЄНТАТОР-UA (ua)

Методика

ПРОФОРИЕНТАТОР-UA (ru)

Информационно-технологический профиль

18%

15%

Инженерный профиль

8%

8%

Физико-математический профиль

10%

4%

Естественнонаучный профиль

19%

17%

Естественно-технологический профиль

7%

5%

Творческий профиль

34%

31%

Лингвистический профиль

32%

30%

Общественно-гуманитарный профиль

27%

23%

Финансово-экономический профиль

23%

22%

Никакой из перечисленных

4%

7%

------

Связи результатов теста и результатов проведенного опроса.

В таблицах указаны только значимые корреляции между самооценочным выбором (опрос) и данными теста «Профориентатор-UA» (результаты подтверждаются при сравнении групп по критерию Манна-Уитни). Корреляций было значительно больше, однако указаны только значимые для оценки внешней валидности.

Украинская версия: Отметьте, пожалуйста, какие из представленных направлений Вас ПРИВЛЕКАЮТ, в каких из них Вам было бы ИНТЕРЕСНО учиться и работать

Опрос:

Методика ПРОФОРІЄНТАТОР-UA (ua) (результаты по профилям)

Информа

ционно-техноло

гический

Инжене

рный

Физико-матема

тический

Естестве

ннонаучный

Естест

венно-техноло

гический

Творческий

Лингвисти

ческий

Общест

венно-гумани

тарный

Финан

сово-экономи

ческий

Информационно-технологический профиль

0,34**[1]

 

 

 

 

 

 

 

 

Инженерный профиль

 

0,28**

 

 

 

 

 

 

 

Физико-математический профиль

 

 

0,19**

 

 

 

 

 

 

Естественнонаучный профиль

 

 

 

0,28**

 

 

 

 

 

Естественно-технологический профиль

 

 

 

 

0,21**

 

 

 

 

Творческий профиль

 

 

 

 

 

0,31**

 

 

 

Лингвистический профиль

 

 

 

 

 

 

0,39**

 

 

Общественно-гуманитарный профиль

 

 

 

 

 

 

 

0,18**

 

Финансово-экономический профиль

 

 

 

 

 

 

 

 

0,28**

Украинская версия: Оцените Ваши способности: отметьте, пожалуйста, те направления, в которых, как Вам кажется, Вы в большей степени сможете реализовать свои СПОСОБНОСТИ, будете наиболее УСПЕШНЫ

Опрос

Методика ПРОФОРІЄНТАТОР-UA (ua) (результаты по профилям)

Информа

ционно-техноло

гический

Инжене

рный

Физико-матема

тический

Естестве

ннонаучный

Естест

венно-техноло

гический

Творческий

Лингвис

тический

Общест

венно-гумани

тарный

Фина

нсово-эконо

мический

Информационно-технологический профиль

0,31**

 

 

 

 

 

 

 

 

Инженерный профиль

 

0,25**

 

 

 

 

 

 

 

Физико-математический профиль

 

 

0,22**

 

 

 

 

 

 

Естественнонаучный профиль

 

 

 

0,31**

 

 

 

 

 

Естественно-технологический профиль

 

 

 

 

--

 

 

 

 

Творческий профиль

 

 

 

 

 

0,31**

 

 

 

Лингвистический профиль

 

 

 

 

-0,15*

 

0,41**

0,15*

 

Общественно-гуманитарный профиль

 

 

 

 

-0,16*

 

 

0,17*

 

Финансово-экономический профиль

 

 

 

 

 

 

 

 

0,29**

Русская версия: Отметьте, пожалуйста, какие из представленных направлений Вас ПРИВЛЕКАЮТ, в каких из них Вам было бы ИНТЕРЕСНО учиться и работать

Опрос

Методика ПРОФОРИЕНТАТОР-UA (ru) (результаты по профилям)

Инфор

мационно-техно

логический

Инженерный

Физико-матема

тический

Естестве

ннонаучный

Естест

венно-техноло

гический

Творческий

Лингвис

тический

Общест

венно-гумани

тарный

Финан

сово-эконо

мический

Информационно-технологический профиль

0,31**

 

 

 

 

 

 

 

 

Инженерный профиль

 

0,28**

 

 

 

 

 

 

 

Физико-математический профиль

 

 

--

 

 

 

 

 

 

Естественнонаучный профиль

 

 

 

0,38**

 

 

 

 

 

Естественно-технологический профиль

 

 

 

 

--

 

 

 

 

Творческий профиль

 

 

 

 

 

0,34**

 

 

 

Лингвистический профиль

 

 

 

 

 

 

0,27**

0,14*

 

Общественно-гуманитарный профиль

 

 

 

 

 

 

 

--

 

Финансово-экономический профиль

 

 

 

 

 

 

 

 

0,31**

Русская версия: Оцените Ваши способности: отметьте, пожалуйста, те направления, в которых, как Вам кажется, Вы в большей степени сможете реализовать свои СПОСОБНОСТИ, будете наиболее УСПЕШНЫ

Опрос

Методика ПРОФОРИЕНТАТОР-UA (ru) (результаты по профилям)

Информа

ционно-техноло

гический

Инженерный

Физико-матема

тический

Естестве

ннонаучный

Естес

твенно-техноло

гический

Творческий

Лингви

стический

Общес

твенно-гума

нитарный

Фина

нсово-эконо

мический

Информационно-технологический профиль

0,34**

 

 

 

 

 

 

 

 

Инженерный профиль

 

0,16*

 

 

 

 

 

 

 

Физико-математический профиль

 

 

--

 

 

 

 

 

 

Естественнонаучный профиль

 

 

 

0,31**

 

 

 

 

 

Естественно-технологический профиль

 

 

 

 

0,14*

 

 

 

 

Творческий профиль

 

 

 

 

 

0,31**

 

 

 

Лингвистический профиль

 

 

 

 

 

 

0,27**

0,16*

 

Общественно-гуманитарный профиль

 

 

 

 

 

 

 

--

 

Финансово-экономический профиль

 

 

 

 

 

 

 

 

0,19**

По итогам общего анализа можно судить о высоких показателях внешней валидности разработанной и апробированной методики.

Корректное использование методики
Комплекс "ПРОФОРИЕНТАТОР-UA" разработан для решения именно профориентационных задач, поэтому данные теста:
  • нельзя использовать в психотерапевтических консультациях;
  • нельзя использовать для принятия решений о зачислении/не зачислении абитуриентов;
  • нельзя использовать для профориентации групп лиц, младше или старше рекомендуемого возраста;
  • нельзя использовать в иных случаях оценки, кроме как профориентационных обследований;

Использование теста должно сопровождаться обязательной консультацией по его результатам с целью подробного рассмотрения итогов тестирования в контексте индивидуальной ситуации клиента и подготовки рекомендаций по развитию школьника.

Научная группа ЦТР Гуманитарные технологии

--------------------

[1] Символ «*» указывает на значимость коэффициента корреляции: * - значимость на уровне 0,05; ** - значимость на уровне 0,01.

Отправляйте нам заявку на тестирование и консультацию