Мир захватывающих профессий: Автогонки – это зрелищный спорт

Автогонки – это зрелищный спорт

Гонщик управляет специальным, произведённым на заказ, гоночным автомобилем. Каждый такой автомобиль эксклюзивен, совершенен, великолепен. Автогонщик по своим профессиональным качествам должен соответствовать своему автомобилю, считает Ярослав Кадученко – трёхкратный чемпион Украины по автослалому,  многократный победитель Кубка клубного ралли, многократный призёр чемпионата Украины, кубка Украины по классическому ралли, один из быстрейших пилотов украинского монопривода. 
Ярослав любезно поделился опытом с подростками, которые видят своё будущее в автоспорте,  и ответил на вопросы Натальи Ревуцкой . 
 
Наталья: Ярослав, скажите, пожалуйста, что такое ралли и на какие виды оно подразделяется?
 
Ярослав: Ралли – это скоростные соревнования по автомобильному спорту. Оно уникально в плане выбора места и времени гонок. Заезды проходят на любом покрытии и при любых условиях: асфальт, гравий, снег и лёд, а иногда и всё вместе в одной гонке. Гонки проходят в любом месяце года, при любых климатических условиях 
Виды автомобильных соревнований можно классифицировать по типам трасс, на которых проводятся состязания, по особенностям гоночной техники, по особенностям спортивного регламента и т. д. Есть много подвидов этого вида спорта. Самые распространённые из них – классическое ралли, ралли-рейд, трофи, ралли-кросс.
Классическое ралли (приметка авт.: в котором участвует Ярослав) – это вид автомобильных гонок, которые частично или полностью проходят на дорогах общего пользования, а не на закрытых трассах. Трасса делится на скоростные участки и на переезды. Общая протяжённость скоростного участка в классическом ралли в Украине составляет около 130 км. Скоростной участок - это составляющая ралли. Именно здесь происходит ралли, только здесь можно проявить мастерство, готовность техники, экипажа, показать скорость, и соревноваться с соперниками. На СУ происходит все, ради чего спортсмены готовятся месяцами. Только на СУ болельщики пешком проходят много км в поисках интересных мест для просмотра, а иногда приходится и с вечера занимать места, для того что бы увидеть проносящиеся спортивные автомобили. Если повезет, а это часто бывает, увидеть вылет в кювет, либо кувыркающийся автомобиль.
Во время переездов гонщики должны строго придерживаться «легенды», разработанной организаторами. «Легенда» - это инструкция, которая фиксирует маршрут, скорость, с которой должен двигаться автомобиль, время, за которое экипаж должен проехать данный участок трассы. Любое нарушение легенды грозит гонщикам штрафами. В классическом ралли участники стартуют через равные промежутки времени и на трассе между собой не пересекаются. Перед началом соревнований участники обязательно знакомятся с трассой и записывают маршрут в стенограммы. 
Так же между СУ И «переездами» существуют зоны сервиса. Въезд  в зону сервиса - это целый город  с палатками, кухнями, электростанциями, мойками и шиномонтажами. Всё это каждая команда обустраивает сама в установленном  организаторами месте: поле, аэродроме, автопарке и.т.д. Только здесь спортивному автомобилю могут провести техническое обслуживание, поменять колеса, все сломавшиеся за время СУ детали и т.д. Время нахождения в сервисе так же ограничено, от 10 до 60 минут.
Ралли-рейд – это вид автомобильных соревнований, которые проходят на пересечённой местности (бездорожью), а также по дорогам общего пользования. В отличие от классического ралли, протяжённость трассы может составлять до 6500 км, длительность соревнований может доходить до 10 дней, трасса может охватывать территорию нескольких стран. Гонщикам, участвующим в ралли-рейдах, необходимо иметь высокоразвитую зрительную логику и умение хорошо ориентироваться на любой местности, так как у экипажа нет возможности перед соревнованиями ознакомиться с местностью.
 
Наталья: Как бы Вы охарактеризовали профессию гонщика?
 
Ярослав: Автогонщик - это не столько профессия, сколько призвание. 90% гонщиков только тратят деньги и ничего не зарабатывают, получая уважение и восхищение людей, которые за них болеют. Каждый старается рекламировать себя и  торговую марку, которую представляет, чтобы получить какую-то отдачу, но это неоправданно дорогая реклама, которая не окупает себя. Некоторые не скрывают, что просто развлекаются, имея такое хобби, и делают это ради собственного удовольствия. Как правило, автогонщики   зарабатывают на жизнь в сфере, никак не связанной с гонками. 
И только наиболее талантливые, опытные, профессиональные находят возможность привлекать деньги спонсоров.
Для гонщика очень важно быть хорошим управленцем, так как всю работу, связанную с организацией команды для участия в соревнованиях он берёт на себя. Поэтому могу сказать, что образование менеджера или бизнес-логиста только поможет ребятам, которые видят себя в автоспорте.
 
Наталья: Скажите, какими профессиональными качествами должен владеть пилот гоночного автомобиля?
 
Ярослав: Физическая выносливость – это один из важнейших показателей для гонщика, поэтому спортсмены уделяют много времени физической подготовке. Все шансы на успех имеют люди, которые занимались или продолжают заниматься какими-либо видами спорта. Я, например, по сей день танцую в ансамбле народного танца. Это мне помогает тренировать координацию движений, а также посещаю тренажёрный зал и бассейн.
Управление автомобилем — это, в первую очередь, жесткий самоконтроль и «мышечная память»,  которые у гонщика опережают сознание и нарабатываются множеством повторений, зависят от опыта, поэтому гонщик много тренируется. Можно даже сказать, что, садясь за руль гоночного автомобиля, у пилота на первый план выходит подсознание. От того, насколько гонщик чувствует свой автомобиль и насколько четко слажена работа «пилот-штурмана», зависит успех соревнований. 
Важным качеством для гонщика является умение действовать в нестандартной ситуации, как говорит мой тренер, «вариативность мышления», так называемая гибкость. Во время соревнований складываются разные ситуации, в том числе и незапланированные, которые, возможно, приходится решать нестандартным путём. Умение быстро сориентироваться в сложившихся обстоятельствах и принять правильное решение – это также необходимые  качества, которые помогают гонщикам добиться победы.
Автогонщик ведет серьезную подготовку к соревнованиям задолго до их начала. В его задачи входит: изучение трассы, разработка эффективных маневров на трассе перед гонкой совместно с тренером или самостоятельно при прохождении трассы, ведение гонки, оценка возможностей транспортного средства и участие в его усовершенствовании, настройке. Для каждой гонки они, как правило, разные, и никто кроме самого пилота не может принять правильное решение по настройке. От этого решения зависит то, будет ли ему комфортно управлять машиной.
 
Наталья: Расскажите, пожалуйста, про состав раллийного экипажа.
 
Ярослав: За гонщиком стоит целая команда людей: механики, администраторы и спонсоры, без которых участие и победа в соревнованиях просто невозможна. Поэтому успех подготовленного пилота всегда зависит от  правильной и слаженной работы всей команды. От вида гонок зависит состав экипажа машины. В состав раллийного экипажа входят два спортсмена: пилот и его штурман. Формально оба члена экипажа равноправны: оба могут вести автомобиль, оба в равной степени ответственны за итоговый результат. Однако на практике роли в экипаже четко разграничены. Пилот управляет машиной: от него зависит, как автомобиль ведет себя на трассе, понимание дороги и ее специфики.
 
Наталья: Какова же роль штурмана?
 
Ярослав: Роль штурмана – административная работа в штабе ралли и во время гонки со всей документацией, а также анализ, запись и диктовка стенограммы. Перед стартом гонки он вместе с пилотом записывает стенограмму – оформленную в виде условных обозначений «шифрованную» запись особенностей каждого спецучастка от старта до финиша. Причем, штурман делает эту запись с учетом необходимого ритма диктовки для своего пилота. Штурман и пилот должны полностью доверять друг другу. При  прохождении СУ пилот едет трассу не глазами , а ушами, делает только то, что говорит ему штурман, поэтому ошибки штурмана часто заканчиваются авариями
 
Наталья: Какие плюсы и минусы в профессии гонщика Вы могли бы выделить?
 
Ярослав: К плюсам профессии можно отнести престижность, азарт, для любителей экстрима - невероятный выброс адреналина. Но повышенная страсть к риску может сыграть злую шутку со спортсменом. Среди гонщиков распространена фраза «холодные мозги». Это умение трезво оценивать ситуацию и свои возможности, всегда контролировать свою скорость и не превышать её, даже если чувствуешь, что это возможно. Умение ехать «на грани» своих возможностей и возможностей автомобиля поможет гонщику не только доехать до финиша, но и добиться победы. 
К минусам - опасность и серьезный риск, колоссальная ответственность за жизнь членов команды и зрителей.
 
Наталья: Со скольки лет можно начинать заниматься этим видом спорта?
 
Ярослав: В принципе, возрастных ограничений для прихода в гонки нет. Лично я в любительские гонки пришёл в 22 года и, не смотря на возраст, добился немалых успехов. А вообще, всё зависит от родителей. С пяти лет можно сдать ребёнка в секцию картинга. 
Картинг – один из немногих видов спорта, который развивает не только физическую выносливость, но и учит ребёнка думать, просчитывать ситуацию на трассе, постоянно улучшая результаты. Учит детей ставить и добиваться своих целей, радоваться своим и чужим успехам и делать выводы из неудач, учит командному духу и поведению под прессингом, ведь многие из них, кто становятся друзьями по жизни, будут соперниками на трассе. Но это потребует немалых капиталовложений.
 
Наталья: И напоследок, что Вы можете пожелать ребятам, будущим гонщикам?
 
Ярослав: Желаю ребятам успехов, терпения, старания. И учиться, учиться, учиться (то есть упорно тренироваться), не забывать, что гонки – это драйв, кто один раз попробовал, уже не откажется от них никогда. И помнить, что гонки по городским улицам - это не лучший способ стать гонщиком.
А также для тех, кто твёрдо решил для себя стать гонщиком, я могу посоветовать почитать книгу Сингуринди Э. Г. «Авторалли». В своё время она мне во многом помогла, не смотря на то, что написана довольно давно, и многое уже не актуально. В книге двукратного чемпиона СССР по авторалли автор даёт рекомендации по подготовке гонщиков-раллистов, штурманской работе, технике прохождения поворотов в различных дорожных условиях. 
 
P.S. от   Ярослава Кадученко: Недавно я посетил Центр тестирования и развития "Гуманитарные технологии",  прошел профориентационное тестирование  с помощью теста  "Профориентатор" . Мне понравилось, было интересно. Могу сказать, что для подростков не определившихся с профессией этот тест может быть  полезным.    
 
Фото Ярослава Кадученко (из личного архива):

Отправляйте нам заявку на тестирование и консультацию