Выбор профессионального пути - жизненно важное решения для молодежи

Выбор профессионального пути

Автор: Шаповалов В.А.. Источник: temenos.com.ua

Выбор профессионального пути - жизненно важное решения для молодежи // Газета ХХІ Век. 18 июля 2012, №55 (1067)

В современных условиях развития в Украине рыночных отношений, рынка труда, новых форм собственности, безработицы и конкуренции, своевременный и обоснованный выбор молодежью профессии, учебного заведения, приобретает все большее экономическое и социальное значение.

Как известно, успешный выбор профессии в значительной степени определяет результаты труда, уровень благосостояния, способствует реализации личностного потенциала, а государство получает максимальную отдачу. Если выбор профессии молодым человеком сделан необоснованно, ошибочно, то это может повлиять на качество его обучения в вузе, и в значительной степени снизить его конкурентоспособность на рынке труда.

В этой ситуации актуально и остро встает проблема конкретной помощи молодежи в профессиональном самоопределении средствами профессиональной ориентации. Сегодня формирование психологической готовности выпускников школы к осознанному выбору профессии, к труду, стало не только острой необходимостью, но и многогранным и сложным процессом.

Следует отметить, что новая социально-экономическая ситуация в стране порождает особые проблемы в этой сфере, и мне это известно не понаслышке.

После многочисленных встреч со школьниками и их родителями (в рамках реализации проектов по профориентации) мне как практикующему психологу стало очевидно, что большинство молодых людей стремится получить высшее образование, это является нормой и минимальной планкой, во всяком случае, для областного центра. Во многом на это их толкают родители, для которых образование действительно является ценностью, но для многих молодых людей, скорее формальностью. Это может быть связано с тем, что получаемое образование было выбрано не на основе желания или способностей самого абитуриента, а «по знакомству», «как друзья или родители сказали», «популярность профессии» и т.п.

К сожалению, на сегодняшний день, школа практически утратила свои профориентационные позиции. Это, в первую очередь, связано с тем, что функция профориентации формально возложена на классного руководителя, с эпизодическим участием школьного психолога. Но, в связи с тем, что школьный психолог, в большинстве случаев, один на школу, а классному руководителю приходится решать массу задач, связанных с образовательным процессом, то дело до квалифицированной профориентации, как правило, не доходит.

Есть ещё одна важная проблема, о которой заявляют многие психологи и профконсультанты, это то, что фактически отсутствуют отечественные разработки психодиагностического инструментария, отвечающего современным требованиям, для осуществления профдиагностики, который бы позволил оценивать личность комплексно, т.е. с учётом интересов, способностей и личностных качеств. Такие комплексы уже достаточно давно существуют в Европе, США, России и успешно используются в реализации государственных проектов. Также следует отметить, большинство психодиагностических методик, используемых сегодня психологами, безнадёжно устарели и не проходили процесса адаптации в Украине, что нарушает критерии научности, принятые в мировом научном сообществе, и результаты, полученные с помощью этих методик, можно, мягко говоря, назвать некорректными.

В связи со сложившейся ситуацией, по инициативе представительства в Украине «Центра тестирования и развития «Гуманитарные технологии», в 2012 году была проведена полная научная адаптация, среди украинских школьников, тестового комплекса «Профориентатор», разработанного ведущими специалистами факультета психологии Московского государственного университета им. М.В.Ломоносова.

Комплекс «Профориентатор» разработан с целью диагностики профессиональной направленности учащихся 8-11 классов, а также выпускников школ, которые еще не имеют опыта работы. Комплекс сочетает анализ мотивационной сферы, личностных качеств и интеллектуальных способностей в рамках диагностики профессиональных склонностей.

В Луганске на протяжении февраля и марта 2012 года при поддержке киевских коллег была проведена бесплатная акция по тестированию, с помощью комплекса «Профориентатор», школьников 8-11 классов.

За указанный период было протестировано более 80-ти детей из разных школ города и области. Всем участникам акции, в присутствии их родителей, были предоставлены рекомендации, на основе результатов тестирования, по выбору профессий, в пределах круга специальностей, отражающих наиболее распространенные профили подготовки современного специалиста с высшим или средним образованием.

В результате проведенной работы и полученных отзывов от школьников и их родителей, важность проведения профориентационных мероприятий трудно переоценить. Наш опыт лишний раз подтвердил, что с учётом экономических, политических и социальных изменений, происходящих в нашей стране, необходимо уделять больше внимания профессиональной ориентации и профессиональному самоопределению молодёжи: это те задачи, к решению которых наша страна по-настоящему еще не приступила.

На мой взгляд, объединение усилий и просветительская деятельность общественных организаций, работников системы образования и специалистов, предоставляющих профориентационные услуги, позволит создать условия, обеспечивающие повышение профессионализма будущих специалистов, роста уровня благосостояния каждого и экономики Украины в целом.

Отправляйте нам заявку на тестирование и консультацию