ЗАКЛЮЧЕНИЕ О ТЕСТЕ "ПРОФРИЕНТАТОР-UA" НАУЧНОЙ ГРУППЫ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ О ТЕСТЕ "ПРОФРИЕНТАТОР-UA" НАУЧНОЙ ГРУППЫ
Комплекс "ПРОФОРИЕНТАТОР-UA" разработан с целью диагностики профессиональной направленности учащихся 8-11 классов, а также выпускников школ, еще не имеющих опыта работы. Комплекс совмещает анализ мотивационной сферы, личностных качеств и интеллектуальных способностей в рамках диагностики профессиональных склонностей. Рекомендации по выбору профессий даются в терминах круга специальностей, отражающих наиболее массовые профили подготовки современного специалиста с высшим или средним образованием.
- выбор профиля обучения для каждого школьника;
- выбор специальности/направления получения образования (перечень наиболее подходящих профессий, подобранный на основе разных критериев);
- выбор предметов, необходимых для дальнейшего поступления в высшие и средние профессиональные образовательные учреждения;
- подготовка рекомендаций по интеллектуальному и личностному развитию школьника;
- формирование профильных классов на базе школ.
Структура методики
Комплекс "ПРОФОРИЕНТАТОР-UA" состоит из трех блоков, что позволяет комплексно оценить склонности школьника и дать соответствующие рекомендации по развитию и выбору профессии:- первый блок, состоящий из 89 вопросов, диагностирует сферу интересов;
- второй блок, состоящий из 76 заданий, направлен на определение уровней развития различных способностей - факторов умственной деятельности;
- третий блок, состоящий из 51 вопроса, ориентирован на выявление личностных качеств.
Первый и третий блоки предъявляются без ограничения времени, а на выполнение второго блока отводится не более 44 минут (от 40 до 80 сек. на задание, в зависимости от шкалы).
Возможно тестирование на украинском и русском языках (методики ПРОФОРІЄНТАТОР-UA (ua) и ПРОФОРИЕНТАТОР-UA (ru) соответственно).
Представление результатов
Каждая шкала теста имеет пять диагностических зон, которым соответствуют пять уровней интерпретации результатов, отличающихся степенью выраженности фактора. Для облегчения интерпретации тестовые баллы представлены в стенах - нормализованных стандартных баллах (на одномерной шкале ранжирования от 1 до 10), что позволяет сравнивать результаты школьника с его сверстниками, выделяя яркие особенности школьника или типичные для большинства его сверстников. Также данная шкала позволяет сравнивать между собой учеников одного класса, определяя общие и отличительные склонности (например, уровень выраженности способностей или профильные тенденции).
Средние значения (от 4.5 до 6.5 стенов) трактуются как условная норма выраженности фактора. В данную область, как правило, попадает около 40% от общего числа респондентов. Крайние значения (низкие и высокие) указывают на выраженность или сверхвыраженность черт, свойственных соответствующему полюсу. В область выраженности низких (от 2.5 до 4.4 стенов) и высоких (от 6.6 до 8.5 стенов) значений попадает примерно по 24% респондентов. В область сверхвыраженности низких (от 1 до 2.4 стенов) и высоких (от 8.6 до 10 стенов) значений попадает примерно по 6% респондентов. В зависимости от набранного балла на экран выводится та или иная интерпретация.
Одной из отличительных характеристик методики является форма представления результатов. Они могут быть представлены в следующих формах:- в виде графического профиля, указывающего значения факторов;
- в виде круговой диаграммы, отражающей рекомендации по профильным направлениям;
- в виде текстовых сообщений-интерпретаций факторов;
- в виде табличных данных, в которые включены сырые баллы, стены, а также процентили (процент от выборки стандартизации);
- в виде списка сходных профессий (включая соответствующий примерный перечень экзаменов).
"ПРОФОРИЕНТАТОР-UA" позволяет получить выстроенную иерархию 8 мотивов профессиональной деятельности, а также представление о выраженности 4-х личностных качеств и об уровнях развития по 6 основным факторам умственной деятельности.
Показатели по отдельным шкалам образуют так называемый факторный профиль, являющийся, по сути, индивидуальным психологическим портретом испытуемого. Факторный профиль сравнивается с "идеальными" профилями различных профессий, созданными экспертами на основе профессиограмм. Результаты сравнения представляются в виде списка наиболее близких по профилю профессий с соответствующими коэффициентами сходства (полное совпадение = 1): сначала по каждому блоку, затем программа формирует интегральный список профессий, комплексно оценивая результаты по всем трем тестовым блокам.
На основании анализа факторного профиля в отчете выдается круговая диаграмма, содержащая рекомендуемые испытуемому профильные классы (профили обучения). Также программа выдает графический профиль и краткие интерпретации рекомендуемых испытуемому тренинговых программ.
Область применения
Комплекс "ПРОФОРИЕНТАТОР-UA" может быть использован в рамках проведения профориентационных консультаций на базе:- школ (формирование профильных классов, профориентационная работа);
- консультационных центров (профориентационная работа, рекомендации программ по развитию);
- приемных комиссий высших и средних профессиональных образовательных учреждений (подбор направления/специальности обучения, рекомендации по дополнительным программам подготовки абитуриентов).
История создания и психометрические параметры
Методика "ПРОФОРИЕНТАТОР-UA" разработана в 2012 году и представляет собой переведенную на украинский язык и апробированную версию методики "ПРОФОРИЕНТАТОР". Разработчики обеих версий методики "ПРОФОРИЕНТАТОР-UA" - В.В. Алтухов, О.Л. Кувшинова, Т.Н. Ленг. Разработчики первоначальной методики "ПРОФОРИЕНТАТОР" - А.Г.Шмелев, Е.И.Рыхлевская, О.Н.Кононов. Расчет норм, используемых в данной версии методики, проведен на выборке свыше 600 испытуемых (распределение сырых баллов по шкалам теста приведено в Приложении 1: смещение по шкалам "Общение" и "Активность" объясняется спецификой возраста, так как для подростков общение является ведущей деятельностью).
Психометрические свойства теста:
Надежность-согласованность (альфа Кронбаха)
Название шкалы |
Методика ПРОФОРІЄНТАТОР-UA (ua) |
Методика ПРОФОРИЕНТАТОР-UA (ru) |
Техника |
0,81 |
0,74 |
Наука |
0,71 |
0,74 |
Искусство |
0,78 |
0,82 |
Общение |
0,77 |
0,76 |
Бизнес |
0,66 |
0,61 |
Знак |
0,68 |
0,69 |
Природа |
0,69 |
0,73 |
Риск |
0,76 |
0,75 |
Активность |
0,7 |
0,71 |
Согласие |
0,61 |
0,61 |
Самоконтроль |
0,73 |
0,72 |
Эмоциональная стабильность |
0,74 |
0,75 |
Вычисления |
0,51 |
0,49 |
Лексика |
0,45 |
0,5 |
Эрудиция |
0,6 |
0,63 |
Зрительная логика |
0,44 |
0,49 |
Абстрактная логика |
0,39 |
0,5 |
Внимание |
0,44 |
0,51 |
Валидность теста
Указаны средние значения корреляций пунктов с итоговым баллом по шкале, на которую они работают.
Название шкалы |
Методика ПРОФОРІЄНТАТОР-UA (ua) |
Методика ПРОФОРИЕНТАТОР-UA (ru) |
Техника |
0,46 |
0,39 |
Наука |
0,33 |
0,36 |
Искусство |
0,39 |
0,45 |
Общение |
0,36 |
0,35 |
Бизнес |
0,28 |
0,24 |
Знак |
0,28 |
0,29 |
Природа |
0,35 |
0,38 |
Риск |
0,38 |
0,38 |
Активность |
0,31 |
0,32 |
Согласие |
0,27 |
0,27 |
Самоконтроль |
0,36 |
0,35 |
Эмоциональная стабильность |
0,36 |
0,37 |
Вычисления |
0,20 |
0,18 |
Лексика |
0,18 |
0,22 |
Эрудиция |
0,22 |
0,24 |
Зрительная логика |
0,17 |
0,21 |
Абстрактная логика |
0,14 |
0,19 |
Внимание |
0,16 |
0,19 |
Результаты теста «Профориентатор-UA» и опрос
Данные опроса (после прохождения основной версии теста до представления результатов)
1. Насколько интересным для Вас был тест?
Ответы |
Методика ПРОФОРІЄНТАТОР-UA (ua) |
Методика ПРОФОРИЕНТАТОР-UA (ru) |
Очень интересный тест |
38% |
24% |
Интересный тест |
51% |
61% |
Затрудняюсь ответить |
8% |
10% |
Неинтересный тест |
2% |
3% |
Совсем не интересный тест |
1% |
2% |
2. Насколько часто хватало времени на выполнение заданий?
Ответы |
Методика ПРОФОРІЄНТАТОР-UA (ua) |
Методика ПРОФОРИЕНТАТОР-UA (ru) |
всегда хватало |
37% |
25% |
скорее хватало |
49% |
55% |
затрудняюсь ответить |
6% |
6% |
скорее не хватало |
8% |
14% |
совсем не хватало |
1% |
0% |
3. Насколько часто возникала ситуация, что Вы ставили ответ на вопрос «наугад», не вникая в суть вопроса?
Ответы |
Методика ПРОФОРІЄНТАТОР-UA (ua) |
Методика ПРОФОРИЕНТАТОР-UA (ru) |
всегда так отвечал(-а) |
1% |
0% |
часто так отвечал(-а) |
10% |
5% |
время от времени так отвечал(-а) |
27% |
31% |
редко так отвечал(-а) |
46% |
44% |
практически никогда так не отвечал(-а) |
17% |
20% |
4. Отметьте, пожалуйста, какие из представленных направлений Вас ПРИВЛЕКАЮТ, в каких из них Вам было бы ИНТЕРЕСНО учиться и работать.
Профили обучения:
Информационно-технологический профиль. Основные предметы – информатика, математика (вспомогательные – физика, иностранный язык). Будущие направления работы – сфера информационных технологий, как в плане новых разработок (программирование, проектирование баз данных, автоматизация процессов), так и в плане прикладного использования готовых программ и систем (дизайнеры, верстальщики, операторы и т.д.); прикладная математика. |
Инженерный профиль. Основные предметы – физика, математика (вспомогательные – информатика, химия). Интерес к конструированию, к сфере производства, к работе с реальной техникой (самолеты, машины, электроника, приборы и т.д.). Будущие направления работы – инженеры, технологи, механики в различных областях промышленности, разработка высокотехнологичных продуктов и т.д. |
Физико-математический профиль. Основные предметы – физика, математика. Интерес к научному познанию, к устройству мира (т.е. интересует больше наука, нежели прикладные области). Будущие направления работы – физики, астрономы, математики (прежде всего исследователи). |
Естественнонаучный профиль. Основные предметы – биология, химия, география (вспомогательные - математика и физика). Будущие направления обучения и работы – медицина, экология, биология (зоология, ботаника, генетика и т.д.), сельское хозяйство и др. (работа с реальными природными объектами – животными, растениями, людьми). |
Естественно-технологический профиль. Основные предметы – биология, химия, география (вспомогательные - математика и физика). Будущие направления обучения и работы – химики, строители, геологи, пищевые и биотехнологии, природообустройство (т.е. работа в промышленности или лабораторных условиях, производство искусственных веществ из различных материалов). |
Творческий профиль. Основные предметы – литература, русский язык, история, МХК (дополнительные – иностранный язык, обществоведение). Это профиль для творческих (в классическом смысле слова) людей или для тех, кто активно интересуется культурой и искусством. Будущие направления работы – художники, писатели, филологи, искусствоведы, культурологи и т.д. |
Лингвистический профиль. Основные предметы – языки (дополнительные – литература, история, МХК). Этот профиль рекомендуется для активных гуманитариев. Будущие направления работы – переводчики, журналисты, PR, международная экономика и право, регионоведение, туризм. |
Общественно-гуманитарный профиль. Основные предметы – история, право, обществознание (вспомогательные – языки, экономика). Будущие направления работы – юристы, историки, философы, политологи, международные отношения, государственное управление и т.д. |
Финансово-экономический профиль. Основные предметы – экономика, математика, экономическая география, обществознание (вспомогательные – языки, право). Будущие направления работы – экономика, финансы, менеджмент, маркетинг и т.д. |
Ответы |
Методика ПРОФОРІЄНТАТОР-UA (ua) |
Методика ПРОФОРИЕНТАТОР-UA (ru) |
Информационно-технологический профиль |
17% |
16% |
Инженерный профиль |
9% |
8% |
Физико-математический профиль |
9% |
5% |
Естественнонаучный профиль |
20% |
18% |
Естественно-технологический профиль |
8% |
6% |
Творческий профиль |
32% |
32% |
Лингвистический профиль |
30% |
29% |
Общественно-гуманитарный профиль |
28% |
24% |
Финансово-экономический профиль |
26% |
19% |
Никакой из предложенных |
3% |
6% |
5. Оцените Ваши способности: отметьте, пожалуйста, те направления, в которых, как Вам кажется, Вы в большей степени сможете реализовать свои СПОСОБНОСТИ, будете наиболее УСПЕШНЫ?
Ответы |
Методика ПРОФОРІЄНТАТОР-UA (ua) |
Методика ПРОФОРИЕНТАТОР-UA (ru) |
Информационно-технологический профиль |
18% |
15% |
Инженерный профиль |
8% |
8% |
Физико-математический профиль |
10% |
4% |
Естественнонаучный профиль |
19% |
17% |
Естественно-технологический профиль |
7% |
5% |
Творческий профиль |
34% |
31% |
Лингвистический профиль |
32% |
30% |
Общественно-гуманитарный профиль |
27% |
23% |
Финансово-экономический профиль |
23% |
22% |
Никакой из перечисленных |
4% |
7% |
------
Связи результатов теста и результатов проведенного опроса.
В таблицах указаны только значимые корреляции между самооценочным выбором (опрос) и данными теста «Профориентатор-UA» (результаты подтверждаются при сравнении групп по критерию Манна-Уитни). Корреляций было значительно больше, однако указаны только значимые для оценки внешней валидности.
Украинская версия: Отметьте, пожалуйста, какие из представленных направлений Вас ПРИВЛЕКАЮТ, в каких из них Вам было бы ИНТЕРЕСНО учиться и работать
Опрос: |
Методика ПРОФОРІЄНТАТОР-UA (ua) (результаты по профилям) |
||||||||
Информа ционно-техноло гический |
Инжене рный |
Физико-матема тический |
Естестве ннонаучный |
Естест венно-техноло гический |
Творческий |
Лингвисти ческий |
Общест венно-гумани тарный |
Финан сово-экономи ческий |
|
Информационно-технологический профиль |
0,34**[1] |
|
|
|
|
|
|
|
|
Инженерный профиль |
|
0,28** |
|
|
|
|
|
|
|
Физико-математический профиль |
|
|
0,19** |
|
|
|
|
|
|
Естественнонаучный профиль |
|
|
|
0,28** |
|
|
|
|
|
Естественно-технологический профиль |
|
|
|
|
0,21** |
|
|
|
|
Творческий профиль |
|
|
|
|
|
0,31** |
|
|
|
Лингвистический профиль |
|
|
|
|
|
|
0,39** |
|
|
Общественно-гуманитарный профиль |
|
|
|
|
|
|
|
0,18** |
|
Финансово-экономический профиль |
|
|
|
|
|
|
|
|
0,28** |
Украинская версия: Оцените Ваши способности: отметьте, пожалуйста, те направления, в которых, как Вам кажется, Вы в большей степени сможете реализовать свои СПОСОБНОСТИ, будете наиболее УСПЕШНЫ
Опрос |
Методика ПРОФОРІЄНТАТОР-UA (ua) (результаты по профилям) |
||||||||
Информа ционно-техноло гический |
Инжене рный |
Физико-матема тический |
Естестве ннонаучный |
Естест венно-техноло гический |
Творческий |
Лингвис тический |
Общест венно-гумани тарный |
Фина нсово-эконо мический |
|
Информационно-технологический профиль |
0,31** |
|
|
|
|
|
|
|
|
Инженерный профиль |
|
0,25** |
|
|
|
|
|
|
|
Физико-математический профиль |
|
|
0,22** |
|
|
|
|
|
|
Естественнонаучный профиль |
|
|
|
0,31** |
|
|
|
|
|
Естественно-технологический профиль |
|
|
|
|
-- |
|
|
|
|
Творческий профиль |
|
|
|
|
|
0,31** |
|
|
|
Лингвистический профиль |
|
|
|
|
-0,15* |
|
0,41** |
0,15* |
|
Общественно-гуманитарный профиль |
|
|
|
|
-0,16* |
|
|
0,17* |
|
Финансово-экономический профиль |
|
|
|
|
|
|
|
|
0,29** |
Русская версия: Отметьте, пожалуйста, какие из представленных направлений Вас ПРИВЛЕКАЮТ, в каких из них Вам было бы ИНТЕРЕСНО учиться и работать
Опрос |
Методика ПРОФОРИЕНТАТОР-UA (ru) (результаты по профилям) |
||||||||
Инфор мационно-техно логический |
Инженерный |
Физико-матема тический |
Естестве ннонаучный |
Естест венно-техноло гический |
Творческий |
Лингвис тический |
Общест венно-гумани тарный |
Финан сово-эконо мический |
|
Информационно-технологический профиль |
0,31** |
|
|
|
|
|
|
|
|
Инженерный профиль |
|
0,28** |
|
|
|
|
|
|
|
Физико-математический профиль |
|
|
-- |
|
|
|
|
|
|
Естественнонаучный профиль |
|
|
|
0,38** |
|
|
|
|
|
Естественно-технологический профиль |
|
|
|
|
-- |
|
|
|
|
Творческий профиль |
|
|
|
|
|
0,34** |
|
|
|
Лингвистический профиль |
|
|
|
|
|
|
0,27** |
0,14* |
|
Общественно-гуманитарный профиль |
|
|
|
|
|
|
|
-- |
|
Финансово-экономический профиль |
|
|
|
|
|
|
|
|
0,31** |
Русская версия: Оцените Ваши способности: отметьте, пожалуйста, те направления, в которых, как Вам кажется, Вы в большей степени сможете реализовать свои СПОСОБНОСТИ, будете наиболее УСПЕШНЫ
Опрос |
Методика ПРОФОРИЕНТАТОР-UA (ru) (результаты по профилям) |
||||||||
Информа ционно-техноло гический |
Инженерный |
Физико-матема тический |
Естестве ннонаучный |
Естес твенно-техноло гический |
Творческий |
Лингви стический |
Общес твенно-гума нитарный |
Фина нсово-эконо мический |
|
Информационно-технологический профиль |
0,34** |
|
|
|
|
|
|
|
|
Инженерный профиль |
|
0,16* |
|
|
|
|
|
|
|
Физико-математический профиль |
|
|
-- |
|
|
|
|
|
|
Естественнонаучный профиль |
|
|
|
0,31** |
|
|
|
|
|
Естественно-технологический профиль |
|
|
|
|
0,14* |
|
|
|
|
Творческий профиль |
|
|
|
|
|
0,31** |
|
|
|
Лингвистический профиль |
|
|
|
|
|
|
0,27** |
0,16* |
|
Общественно-гуманитарный профиль |
|
|
|
|
|
|
|
-- |
|
Финансово-экономический профиль |
|
|
|
|
|
|
|
|
0,19** |
По итогам общего анализа можно судить о высоких показателях внешней валидности разработанной и апробированной методики.
Корректное использование методики
Комплекс "ПРОФОРИЕНТАТОР-UA" разработан для решения именно профориентационных задач, поэтому данные теста:- нельзя использовать в психотерапевтических консультациях;
- нельзя использовать для принятия решений о зачислении/не зачислении абитуриентов;
- нельзя использовать для профориентации групп лиц, младше или старше рекомендуемого возраста;
- нельзя использовать в иных случаях оценки, кроме как профориентационных обследований;
Использование теста должно сопровождаться обязательной консультацией по его результатам с целью подробного рассмотрения итогов тестирования в контексте индивидуальной ситуации клиента и подготовки рекомендаций по развитию школьника.
Научная группа ЦТР Гуманитарные технологии
--------------------
[1] Символ «*» указывает на значимость коэффициента корреляции: * - значимость на уровне 0,05; ** - значимость на уровне 0,01.
Отправляйте нам заявку на тестирование и консультацию
- Моб.: +380 67 233 32 10
- E-mail: profua2024@gmail.com