Профориентационный тренинг - метод работы с подростками

Профориентационный тренинг - метод работы с подростками

Способности

(тестовый блок "Способности" комплекса "Профориентатор-UA")

Развивающие тренинги: "Внимание - сила", "Свобода общения", "Управление временем", "Сдача экзамена"

Нелегко корректировать свои способности в подростковом возрасте, при снижении интереса к учебе. Развитие способностей даст результаты двух видов: прямой и косвенный.

Прямой результат выглядит как непосредственное изменение способностей. Этого можно достичь, постоянно тренируясь длительное время, в этом случае совершенствуются сами интеллектуальные навыки. К примеру, постоянное чтение развивает лексические навыки и эрудицию, частые упражнения в решении математических задач совершенствуют навыки устного счёта и логику. Таким образом, занятия в школе можно воспринимать как замечательные тренировки способностей.

Косвенным результатом будет приобретение новых знаний о своих способностях и их применении. Этого можно достичь путем изучения приёмов и методов, которые помогают применять отдельную способность, в таком случае нарабатываются навыки постоянного использования определенных приёмов и методов. Например, частые выступления перед большой аудиторией помогают развивать лексические навыки (через стремление их использовать), а работа без использования калькулятора стимулирует развитие навыков устного счёта и логики.

Тематические тренинги определенной направленности приводят чаще всего к косвенному результату и используются с целью изучения и закрепления поведенческих установок.

Примером таких тренингов может служить программа для развития навыков внимания "Внимание - сила". Основными целями тренинга является открытие для себя участниками тренинга важности внимания; исследование обстоятельств, которые оказывают влияние на внимание; развитие у участников навыков привлечения внимания к определённым объектам и усвоение методов их использования; обучение способам и приемам преодоления препятствий (отвлекающих факторов). По окончании тренинга, подросток сможет создать условия для максимально действенного применения своего внимания.

Область интересов

(тестовый блок "Интересы" комплекса "Профориентатор-UA")

Развивающий тренинг "Облака знаний"

Активизирующий тренинг представляет собой отдельный вид обучения, который затрагивает такую важную сферу жизни человека как развитие и усиление интересов и мотивации. Этот тренинг разработан преимущественно для учеников с невыраженными интересами ("ничего не хочу" или "всё хочу"), он проводится как серия ролевых игр. В процессе тренинга создаются условия для привлечения внимания, участники побуждаются к размышлениям на заданную тематику. Все это преследует одну главную цель – повысить мотивацию к учебе. Среди самых популярных приёмов ведущих этого тренинга можно назвать "создание выбора" и "активизирующие вопросы". Во время проведения тренинга ведущий задает участникам задание, они должны его решить, воспользовавшись определенным ресурсом и выполняя оговоренные условия (например, время, люди, бумага и пр.). Ситуация, в которой человек вынужден сделать выбор, принуждает его анализировать, давать оценку, сравнивать, при этом его внимание фокусируется на определённом объекте. Зачастую для этого бывает достаточно правильно сформулированного вопроса, поскольку в любом вопросе уже содержится какая-то неопределенность. Именно на нее и направляется мышление участника тренинга. При этом необходимо отметить, что за концентрацией мышления не обязательно следует заинтересованность. Ведь, как правило, для заинтересованности ученика в предмете необходимо не только желание учителя и его стремление заинтересовать своим предметом, важна также личность самого ученика. Также и во время тренинга заинтересованность учеников в какой-то конкретной области не может быть достигнута исключительно стараниями ведущего, цель тренинга достигается, если участники смогут сравнить некоторые сферы, сделать выбор, тогда интерес либо проявиться, либо его не будет.

Личность

(тестовый блок "Личность" комплекса "Профориентатор-UA")

Развивающий тренинг "Психологический театр"

Формирование личности, ее качеств и ценностей происходит в подростковом периоде с повышенной интенсивностью, именно поэтому для возраста 12-18 лет характерны частые кризисы. Этому способствует ряд неразрешенных вопросов о себе, о мире, о других людях и своих отношениях с ними. Такие вопросы порой накапливаются не получая ответов, так как у молодого человека для ответа на них еще не достаточно опыта и знаний. В такой ситуации нужно, чтобы кто-то помог, посоветовал. К кому обратится – к родителям, к друзьям или к школьному психологу? Не секрет, что родителям дети не всегда доверяют. Друзья сами запутались в своих вопросах. Школьный психолог готов помочь справится с проблемой, но подростка останавливает нежелание выделяться среди остальных. Из такой ситуации самым надежным выходом является работа с тренером в группе подростков с одинаковыми проблемами. Под руководством опытного старшего товарища ребята познают себя и других, развиваются, получают ответы на все свои вопросы. Ведь личностный рост - это форма, а содержанием может стать любая тема, которая волнует подростков: общение, дружба, маски и роли, внутренний мир, учёба и жизнь, творчество… Наша личность представляет собой картину, жизнь выполняет роль палитры, а все зависит от самого художника.

Оценка эффективности тренинга

Как определить, чему научился на тренинге подросток, насколько тренинг был эффективным? Результатом тренинга может быть формирование определенного навыка, проявленный интерес к профессии, готовность подростка к самостоятельному выбору – именно такие задачи ставились нами вначале. С этой целью в конце тренинговой программы проводится опрос участников. Время от времени мы проводим такие опросы. Они подразделяются на три вида - мгновенная обратная связь (опрос на тренинге, его проходят 95% участников); краткосрочная обратная связь (собрание через неделю для просмотра фотографий и видеоролика о прошедшем тренинге, в нем участвуют 50% подростков, прошедших тренинг); долгосрочная, или отсроченная (обзвон всех участников группы через год-два, при этом опросить удается не более 5% участников). Кроме опросов, существуют еще признаки того, что тренинг прошел эффективно - участники научились выражать свои мысли вслух, освоили методику быстрых вычислений в уме, у них развилось внимание. Это наблюдается уже во время тренинга и к его окончанию. Другие показатели могут проявиться не сразу, эффект происходит с отсрочкой во времени, выражается неявно и затрагивает глубинные изменения личности, ее сферы мотивации, системы ценностей, формирования у личности чувства самостоятельности и ответственности, понимания самого себя, самоосознания и способности осуществить самостоятельный и сознательный выбор. Именно такие результаты наиболее ценны. Таким образом, выбор будущей профессии – это очень серьезный и ответственный шаг; чтобы избежать ошибок, для современного подростка разработан комплекс методов, которые помогают сделать выбор обдуманно и правильно. Среди таких методов психологические тесты, консультация с психологом-профориентатором и др.

ОТПРАВЛЯЙТЕ НАМ ЗАЯВКУ НА УЧАСТИЕ В ТРЕНИНГЕ

Отправляйте нам заявку на тестирование и консультацию