Пролонгированное сопровождения профессионального развития

Идеальная профориентационная помощь должна быть системной и многоступенчатой, доступной в течение всего периода профессионального развития.

НАЧИНАТЬ профориентационную работу ИМЕЕТ СМЫСЛ уже в младшей и средней школе.

Наиболее целесообразными оказываются игровые активизирующие подходы. В этом возрасте проблема выбора будущей профессии еще не стоит так остро, однако, есть смысл пробуждать интерес школьников к труду.

Для этого родители, психологи и педагоги могут знакомить детей с миром профессий:

  • показывать тематические видеофильмы;
  • приглашать специалистов разных профессий;
  • посещать тематические профориентационные экскурсии;
  • давать возможность попробовать себя в различных видах деятельности.

Кроме того, уже можно начинать выявлять интересы и способности школьников с помощью:

  • психологических тестов;
  • профориентационных тестов;
  • активизирующих профориентационных игр.

Результаты профориентационных методик можно фиксировать в специальных личных папках, так как эти данные можно пополнять и анализировать в старших классах и дальше, после окончания школы, например, при поступлении в вуз и трудоустройстве.

ПОСЛЕ 9 КЛАССА ШКОЛЬНИКИ ПЕРЕХОДЯТ в профильные классы ИЛИ ПРОДОЛЖАЮТ СВОЕ ОБУЧЕНИЕ в специализированных профессиональных колледжах. Здесь важно заранее определить, какое направление дальнейшего обучения им лучше выбрать и почему.

Для этого уже нужно уметь:

  • рефлексировать;
  • строить жизненные планы;
  • сопоставлять свои способности, личностные качества, интересы и ценности с будущей профессией.

Иначе говоря, к этому возрасту подросток уже должен научиться принимать решения самостоятельно и взвешенно.

Помочь в этом случае могут:

  • активизирующие методы, которые формируют ценностно-смысловые аспекты самоопределения;
  • профориентационное тестирование, которое позволяет определить склонность к тому или иному профилю обучения.

*Комплекс тестирования «Профориентатор-UA» дополнен диаграммой «профильные классы».

Таким образом, случайные или чисто субъективные факторы будут уже в меньшей степени влиять на выбор профиля дальнейшего обучения, этот выбор станет более объективным и осознанным.

В старших классах ОСНОВНАЯ ЗАДАЧА ШКОЛЬНИКА - определиться со специальностью и вузом.

Для этого необходима конкретная информация о специальностях, специализациях,  учебных заведениях, подготовка к ВНО. Структура мотивации, личность и интеллект к этому возрасту становятся уже более устойчивыми. Полезным оказывается комплексное профориентационное тестирование, которое позволяет подобрать оптимально подходящие старшекласснику профессии, на консультации с психологом можно определить, какая из специальностей подходит.

Важен и содержательный аспект выбора:

  • для чего я получаю это образование?
  • позволит обучения и будущая профессия реализовать мои ценности?
  • чем я буду заниматься по окончании вуза?

Здесь снова эффективно помогают активизирующие методы.

С помощью психолога старшеклассник сможет:

  • построить личную жизненную перспективу;
  • составить цепочки возможных выборов и выделить из них оптимальные, с помощью специальных таблиц сравнить наиболее значимые факторы.

В процессе этой работы можно понять препятствия, которые мешают на пути к своей цели?  Это могут быть: трудности в обучении по отдельным предметам, неумение сконцентрироваться, неуверенность в себе, страх перед экзаменами и тому подобное. В этом случае незаменимыми окажутся развивающие тренинги и учебные курсы.

ДЛЯ СТУДЕНТОВ И выпускники вузов, молодых специалистов и оптыных спецциалистов становятся актуальными вопросы о выборе конкретной организации, в которой можно реализовать свой потенциал и удовлетворить потребности (потребность в творчестве, или общении, или материальной обеспеченности, или стабильности и тому подобное). 


Многим студентам трудно представить себе, чем именно они будут заниматься после получения образования, в чем специфика работы в отечественных и зарубежных, больших и малых, государственных и коммерческих организациях. 

Информацию можно получить:

  • из Интернета и других средств массовой информации;
  • на сайтах компаний-работодателей, на форумах и тематических сетевых блогах;
  • в сообщениях профессионалов, которые предоставляют всем желающим возможность в режиме онлайн найти работу по различным критериям: профессия, способности, форма занятости, предполагаемый уровень зарплаты и т.д.

"Ярмарки вакансий" дают возможность молодым специалистам сравнить разных работодателей, выбрать наиболее подходящие варианты, составить свое резюме и анкету соискателя, кроме того, ярмарки вакансий - удачная возможность завязать новые полезные контакты. Полезным может стать карьерное консультирование (тестирование и консультация), направленные на построение индивидуальной стратегии профессионального и карьерного развития. Результаты тестирования можно положить в свое портфолио и использовать в дальнейшем при трудоустройстве. Студенты, которые испытывают разочарование в полученном образовании, могут пройти карьерное консультирование с целью выбора более подходящей для себя профессии.

У РАБОТАЮЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ СВОИ ТРУДНОСТИ: 

  • адаптация к функционалу и коллективу;
  • неопределенность профессиональных перспектив;
  • неудовлетворенная трудовая мотивация;
  • «Профессиональное выгорание на работе»;
  • и многое другое.

В этом случае опять поможет профориентационное тестирование, сопровождаемое беседой с психологом-консультантом. Это поможет определить личностно-мотивационную структуру, которая могла измениться за годы работы, что, вероятно, и стало одной из причин профессионального кризиса. Психолог поможет найти причину проблем и определить возможные варианты преодоления кризиса, построить новые цели и пути их достижения.Как мы видим, на протяжении всей жизни каждый сталкивается с необходимостью выбора пути развития, и от того, насколько успешным и сознательным он окажется, будет зависеть вся дальнейшая жизнь.

Итак, профориентационная помощь остается, как и ранее актуальной. Однако, без серьезной научно обоснованной базы она может оказаться неэффективной и даже навредить и, кроме того, как мы убедились, проблема выбора встает уже перед школьниками, и если их не научить принимать самостоятельные, взвешенные решения, основанные на самопонимании и сложившейся морально-волевой основе личности, то в дальнейшем им будет труднее справиться с жизненными трудностями, адаптироваться к профессиональной деятельности.Таким образом, необходима единая профориентационная система, разработанная на базе серьезного научно-методического комплекса, которая бы объединила школу, вуз и организации-работодателие.

Такая система должна сочетать в себе все основные подходы:

  • информационный;
  • консультативно-диагностический;
  • развивающий;
  • активизирующий.

Для ее разработки необходимо использовать эффективные научные разработки, учесть успешный опыт зарубежных коллег (американская психолого-педагогическая служба «гайденс», японский метод «профессиональных проб» профессора Фукуямы и др.). В этом случае это будет способствовать тому, чтобы на каждом этапе учебной и профессиональной деятельности школьники, студенты, специалисты могли осуществить осознанный, объективный выбор, который бы позволил максимально раскрыть свой потенциал в работе, осуществляя деятельность, которая имеет для них значения и пользуется спросом на рынке труда.

Отправляйте нам заявку на тестирование и консультацию