Профориентация на разных этапах нашего жизненного пути

Профориентация на разных этапах нашего жизненного пути

В данной таблице отражены рекомендации по проведению профориентации на разных этапах профессионального развития, и выделены основные пожелания (и ожидания) клиентов по отношению к профконсультанту (Пряжников Н.С. Методы активизации профессионального и личностного самоопределения).

Возрастные группы

(образовательные)

Ожидания

(основные)

Чем может помочь профконсультант

(основные акценты)

Основные этапы формирования профессионального самоопределения:

1. Дошкольники:

- выбор кружков ( часто выбирают родители);
- интерес к наиболее ярким профессиям (которые на виду);
- интерес к профессии своих родителей;
- стремление попробовать себя (в игровой деятельности)...

- помощь в выборе кружка (работа с родителями);
- увлекательные рассказы (с примера) об интересующих профессиях и профессиях родителей (не стоит в этом возрасте "навязывать" знания о неинтересных профессиях);
- проигрывание  профессий (с целью осознания смысла и общественного значения этих профессий)...

Трудовое воспитание и учение

Подготовка к труду и выбору профессии.

В ребенке воспитывают любовь к труду, овладение самыми простыми инструментами и орудиями труда, формируется готовность к труду, потребности и понимание необходимости, развитие общих трудовых умений.

2. Учащиеся младших классов и средней школы 1-7 классы

- интересы к модным (ярким ) профессиям;

- стремление увязать профессии с учебными предметами;
- выбор кружков, секций...

- увлекательные рассказы об интересующих профессиях;
- но, постепенное расширение представлений о мире профессионального труда вообще (по принципу сходства отдельных элементов труда в разных профессиях, например, элементы самодемонстрации в профессиях артиста и продавца;
- помощь в выборе увлечения, хобби...

3. Учащиеся 8-9-х классов, для некоторых 9-классов - это выпускники)

- проблема : куда пойти учится после 9-го класса?
- более конкретный интерес к профессиям;
-появляется интерес к профессиональным учебным заведениям;
- выбор подготовительных курсов;
- интерес к своей профпригодности ("проведите на мне тест - какой профессии я подхожу)...

- профконсультационная помощь в выборе подготовительных курсов и профиля учебного заведения;
- помощь в самопознании (но без окончательной рекомендации о профессиональной непригодности);
- больший акцент - на ценностно-смысловые стороны профессионального труда;
- профессиональная работа: знакомство с особенностями профессий и учебных заведений...

Профессиональная ориентация

Помощь в выборе профессии на основе профессионального образования, консультации, коррекции профессиональных планов.

4. Учащиеся 10-11 классов

- выбор профессии;
- выбор учебного заведения;
- выбор подготовительных курсов;
- интерес к ценностно-смысловым и нравственным аспектам будущей трудовой жизни;
- главное для старшеклассников - стремление к более конкретному выбору....

- основной акцент - на ценностно-смысловую сторону самоопределения (дисскуссии, обсуждения, разных позиций);
-профинформационная   помощь (конкретная - большой акцент на особенности поступления в профессиональные учебные заведения);
- индивидуальный подход;
- по возможности проигрывание различных вариантов выбора (для сравнения, для большей ориентировки подростка)...

Профессиональный подбор

Обозначение степени пригодности человека к обозначенному виду деятельности на основе сопоставления индивидуальных особенностей с требованиями профессии. На этом этапе возможно решение заданий разделения специалистов, комплектация учебных и профессиональных групп, подбор специалистов к функциональной группе.

5. Выпускники школ - разные варианты

- дальнейшее обучение;
- конкретный (окончательный выбор);
- иногда стремление к "философствованию" (как вариант "ухода" от решения конкретных задач)...

- главный акцент - на помощь в конкретном выборе;
- возможны и "философствования", но только для налаживания доверительного контакта;
- временная работа (в том числе и как резервный вариант);
- для юношей - служба в армии (выбор рода войск как почти фантастичное пожелание)...

6. Абитуриенты (уже поступающие в выбранное учебное заведение)

- помощь в выборе факультета, кафедры, специализации);
- кто-то может ожидать хоть небольшой помощи в "устройстве"...

- главный акцент на помощь в выборе специальности обучения (хотя лучше выбрать ее после 2-3-го годов обучения)...

Профессиональная подготовка

Обоснование

рекомендаций и программ.

Методик и способов обучения и тренировок,

объективных методов и критериев

оценки уровня

профессиональной

подготовки.

7. Студенты

- уточнение специальности (там, где есть такая возможность);
- выбор темы курсовой или дипломной работы;
- выбор научного руководителя;
- выбор места производственной практики;
- проблемы, связанные с "кризисами профессионального обучения" (у психологов это кризис 3-его курса)...

- помощь по всем этим позициям;
- главный акцент - на ценностно-смысловые аспекты учебной деятельности (содержательные аспекты - со стороны преподавателей и научных руководителей);
- проблемы "ревность" со стороны научных руководителей, поэтому вся помощь - в очень тактичной и ненавязчивой  форме;
- пока такого рода помощь в отечественных вузах практически отсутствует...

8. Выпускники профессиональных учебных заведений

- поиск места работы;
- для кого-то - поступление в аспирантуру...

- помощь (конкретная);

- помощь в трудоустройстве центров Карьеры...

Профессиональная адаптация

Разработка способов, методов и критериев оценки особенностей адаптации субъекта к условиям конкретной деятельности и обоснование рекомендаций с ускорением этого процесса.

9. Работающие специалисты (период профессиональной адаптации)

- помощь в установлении контактов с коллегами;
- проблема недостаточного опыта и незнания особенностей данной организации и т.п...

- помощь в профессиональной адаптации (но обязательно во взаимодействии с руководителями и авторитетными опытными сотрудниками данной организации)...







 

 

Профессиональная деятельность

 Обеспечение рациональной организации (регламентации), условий и процесса трудовой деятельности, высокой эффективности, качества, безопасности труда, профессионального совершенствования, охрана здоровья, удовлетворения труда.




 

 

Профессиональная аттестация

Периодическая оценка профессиональной квалификации с целью обозначения соответствия занимаемой должности и обоснование рекомендаций с должностных назначений, перемещений, а так же учебы, переподготовки.

 

 


 

 

Профессиональная реабилитация

 Восстановление функционального состояния организма и психики после напряженной работы и перенесенных заболеваний, переутомлений, постстрессовых состояний при развитии стойких негативных доминантных состояний в результате частых профессиональных неудач и т.д.

10. Специалисты, работающие в стабильных компаниях

- помощь в продвижении по служебной лестнице  ( в принятии решения о переходе на другой участок работы);
- нормативные кризисы профессионального развития: 30 лет - смена друзей ( бывшая среда сокурсников - на среду коллег по работе), 40 лет - оценка своей успешности (по сравнению со своими сверстниками)...

- помощь в принятии решений;
- помощь в обретении смысла в работе (постепенный переход от меркантильно-прагматичных смыслов к смыслам  содержательным, т.е.    увлечение самим процессом труда как вариант преодоления нормативных кризисов)...

11. Специалисты, работающие в нестабильных компаниях

- поиск резервных вариантов (на случай расформирования данной организации);
- психологические проблемы, связанные с ухудшением взаимоотношений, склоками и общей неопределенностью....

- помощь в нахождении резервного варианта (работы по профессии в другом месте);
- помощь в выборе другой профессии и места  для ее приобретения (может, за счет данной организации или за счет службы занятости);
- участие в разрешении психологических конфликтов (как следствие общей неопределенности) - главный  акцент - на обретение новых смыслов (например, смысл - сохранить свое лицо в трудный момент)...

12. Безработные

- срочное трудоустройство (не до ценностно-смысловых и нравственных проблем - иногда "согласен на все";
- нередко - "отлынивание от работы" (получение пособия по службе занятости без желания реально трудоустроиться...

- формально - помощь в скорейшем трудоустройстве;
- часто - помощь в выборе новой профессии в обретении клиентом личностного смысла в непривлекательных профессиях (так как в службах занятости редко предлагаются привлекательные профессии);
- так же - выявление безработных, которые на самом деле не хотят трудоустраиваться - объясняя бесперспективность такой позиции)...

13. Работники предпенсионного возраста

- отсрочка выхода на пенсию (многие боятся оказаться не у дел);
- выбор занятия на пенсии (что делать на пенсии?);
- для кого-то - стремление осмыслить свою жизнь (чтобы в последние годы работы сделать что-то очень важное)...

- помощь в максимальной самореализации в последние годы (через обретение особого смысла - не в зарабатывании денег, чтобы родные и близкие "оценили", а в "успокоении" своей души, своей совести...);
- помощь в подборе подходящего хобби или увлечения (плохо разработанная проблема);
- помощь в более адекватной самооценке (многие пожилые люди сильно завышают свои возможности) - очень деликатная работа;
- иногда - ретроспективная профконсультация (помощь в осмыслении того, что сделано) - очень осторожно, чтобы не "травмировать клиента"...

14. Пенсионеры

- стремление поделиться опытом, рассказать о себе ( часто рассказывают одно и тоже);
- стремление осмыслить свою жизнь и даже исповедаться в своих ошибках;
- иногда - пенсионер не знает, к чему приложить свою активность...

- выслушивать;
- помощь  в обретении  смысла ( в новой ситуации);
- ретроспективная профконсультация - очень осторожно и деликатно (главная цель - помочь увидеть свою жизнь в целом "удивившийся" и лишь для сильных натур - помочь оценить ее более реально...

Отправляйте нам заявку на тестирование и консультацию