Профориентация на разных этапах нашего жизненного пути
В данной таблице отражены рекомендации по проведению профориентации на разных этапах профессионального развития, и выделены основные пожелания (и ожидания) клиентов по отношению к профконсультанту (Пряжников Н.С. Методы активизации профессионального и личностного самоопределения).
Возрастные группы (образовательные) |
Ожидания (основные) |
Чем может помочь профконсультант (основные акценты) |
Основные этапы формирования профессионального самоопределения: |
---|---|---|---|
1. Дошкольники: |
- выбор кружков ( часто выбирают родители); |
- помощь в выборе кружка (работа с родителями); |
Трудовое воспитание и учение Подготовка к труду и выбору профессии. В ребенке воспитывают любовь к труду, овладение самыми простыми инструментами и орудиями труда, формируется готовность к труду, потребности и понимание необходимости, развитие общих трудовых умений. |
2. Учащиеся младших классов и средней школы 1-7 классы |
- интересы к модным (ярким ) профессиям; - стремление увязать профессии с учебными предметами; |
- увлекательные рассказы об интересующих профессиях; |
|
3. Учащиеся 8-9-х классов, для некоторых 9-классов - это выпускники) |
- проблема : куда пойти учится после 9-го класса? |
- профконсультационная помощь в выборе подготовительных курсов и профиля учебного заведения; |
Профессиональная ориентация Помощь в выборе профессии на основе профессионального образования, консультации, коррекции профессиональных планов. |
4. Учащиеся 10-11 классов |
- выбор профессии; |
- основной акцент - на ценностно-смысловую сторону самоопределения (дисскуссии, обсуждения, разных позиций); |
Профессиональный подбор Обозначение степени пригодности человека к обозначенному виду деятельности на основе сопоставления индивидуальных особенностей с требованиями профессии. На этом этапе возможно решение заданий разделения специалистов, комплектация учебных и профессиональных групп, подбор специалистов к функциональной группе. |
5. Выпускники школ - разные варианты |
- дальнейшее обучение; |
- главный акцент - на помощь в конкретном выборе; |
|
6. Абитуриенты (уже поступающие в выбранное учебное заведение) |
- помощь в выборе факультета, кафедры, специализации); |
- главный акцент на помощь в выборе специальности обучения (хотя лучше выбрать ее после 2-3-го годов обучения)... |
Профессиональная подготовка Обоснование рекомендаций и программ. Методик и способов обучения и тренировок, объективных методов и критериев оценки уровня профессиональной подготовки. |
7. Студенты |
- уточнение специальности (там, где есть такая возможность); |
- помощь по всем этим позициям; |
|
8. Выпускники профессиональных учебных заведений |
- поиск места работы; |
- помощь (конкретная); - помощь в трудоустройстве центров Карьеры... |
Профессиональная адаптация Разработка способов, методов и критериев оценки особенностей адаптации субъекта к условиям конкретной деятельности и обоснование рекомендаций с ускорением этого процесса. |
9. Работающие специалисты (период профессиональной адаптации) |
- помощь в установлении контактов с коллегами; |
- помощь в профессиональной адаптации (но обязательно во взаимодействии с руководителями и авторитетными опытными сотрудниками данной организации)... |
Профессиональная деятельность Обеспечение рациональной организации (регламентации), условий и процесса трудовой деятельности, высокой эффективности, качества, безопасности труда, профессионального совершенствования, охрана здоровья, удовлетворения труда.
Профессиональная аттестация Периодическая оценка профессиональной квалификации с целью обозначения соответствия занимаемой должности и обоснование рекомендаций с должностных назначений, перемещений, а так же учебы, переподготовки.
Профессиональная реабилитация Восстановление функционального состояния организма и психики после напряженной работы и перенесенных заболеваний, переутомлений, постстрессовых состояний при развитии стойких негативных доминантных состояний в результате частых профессиональных неудач и т.д. |
10. Специалисты, работающие в стабильных компаниях |
- помощь в продвижении по служебной лестнице ( в принятии решения о переходе на другой участок работы); |
- помощь в принятии решений; |
|
11. Специалисты, работающие в нестабильных компаниях |
- поиск резервных вариантов (на случай расформирования данной организации); |
- помощь в нахождении резервного варианта (работы по профессии в другом месте); |
|
12. Безработные |
- срочное трудоустройство (не до ценностно-смысловых и нравственных проблем - иногда "согласен на все"; |
- формально - помощь в скорейшем трудоустройстве; |
|
13. Работники предпенсионного возраста |
- отсрочка выхода на пенсию (многие боятся оказаться не у дел); |
- помощь в максимальной самореализации в последние годы (через обретение особого смысла - не в зарабатывании денег, чтобы родные и близкие "оценили", а в "успокоении" своей души, своей совести...); |
|
14. Пенсионеры |
- стремление поделиться опытом, рассказать о себе ( часто рассказывают одно и тоже); |
- выслушивать; |
Отправляйте нам заявку на тестирование и консультацию
- Тел.: +380 44 232 32 14
- Моб.: +380 67 233 32 10
- Моб.: +380 50 380 12 14
- E-mail: info@proforientator.com.ua
- Skype: info@proforientator.com.ua